Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия
  •  

    Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
  • Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

                Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

    Признаки неблагополучия:

                - утомленный, сонный вид,

                - санитарно-гигиеническая запущенность,

                - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,

                - неумеренный аппетит,

                - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии,

                - привлечение внимания любым способом,

                - чрезмерная потребность в ласке,

                - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,

                - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками,

                - трудности в обучении.

                В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

                - в боязливости ребенка,

                - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,

                - в сосании пальца, раскачивании,

                - в боязни идти домой,

                - в жестоком обращении с животными,

                - в стремлении скрыть причину травм.

    С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

    Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог  - психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  • Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  • Жилищные и материальные условия.
  • Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  • Культурный уровень родителей:
  • - наличие библиотеки в семье;

    - какие книги читают;

    - следят ли за периодической печатью;

    - посещают ли кино;

    - посещают ли театры и концерты;

    - посещают ли выставки.

    5. Общая семейная атмосфера:

    - доброжелательная,

    - неустойчивая,

    - равнодушная,

    - гнетущая, недоброжелательная.

    6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

    7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

    8. Что является предметом основной заботы родителей:

    - здоровье детей;

    - развитие умственных способностей;

    -  художественных способностей;

    -  нравственных качеств.

    9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

    - сверхопекающее;

    - ровное, заботливое;

    - равнодушное;

    - подавляющее.

    10. Система воспитательных воздействий:

    - согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

    - непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

    - отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

    11. организация совместных форм деятельности в семье:

    - вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

    - эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

    - ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

    12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

    - наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

    - ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

    - низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

    13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

    - систематическое;

    - нерегулярное;

    - полное отсутствие контроля.

    14. Отношение к детскому саду:

    - положительное;

    - равнодушное;

    - негативное.

    15. Взаимодействие семьи с детским садом:

    - систематическое;

    - эпизодическое;

    - отсутствие взаимодействия.

    Понятие «неблагополучная» семья.

    Семья считается неблагополучной, если родители:

    - не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

    - не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

    - отрицательно влияют на их поведение;

    - жестоко обращаются со своими детьми;

    - страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

    - создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В нашем дошкольном учреждении работает консультационный центр по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Вы сможете получить квалифицированную консультацию от следующих специалистов по вопросам: 

Заведующий, заместитель заведующего по ВМР:

Информирование граждан об их правах на получение образования, об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования

Медицинская сестра:

Проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания и организации  сбалансированного питания детей, даст рекомендации по профилактике различных заболеваний

Воспитатели:

Проконсультируют по организации условий для творческого развития дошкольников, обучат детей приемам, способствующим творческому развитию детей и организации досуга дома

Музыкальный руководитель:

Проконсультирует по вопросам музыкального воспитания детей, окажет практическую помощь в проведении досуговой деятельности с детьми в домашних условиях.

Учитель-логопед:

Проконсультирует по вопросам речевого развития у детей, окажет практическую помощь в проведении артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях.

Педагог-спихолог:

Проконсультирует по вопросам психологической помощи, создание условий, необходимых для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Инструктор физической культуры

Проконсультирует по вопросам здорового образа жизни - занятия спортом, сохранению и укреплению здоровья детей.

Уважаемые родители!


Приглашаем вас на консультации в рамках работы консультационного центра для родителей (законных представителей) и их детей.
Просим внимательно ознакомиться со всеми нормативными документами и заранее сообщить по телефону 8 (413 41) 2-36-30 или 2-36-42 о вашем желании посетить данные консультации или записаться на индивидуальное консультирование к  специалистам.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie