Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
-
Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
- Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
-
Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид,
- санитарно-гигиеническая запущенность,
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания,
- неумеренный аппетит,
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии,
- привлечение внимания любым способом,
- чрезмерная потребность в ласке,
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием,
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками,
- трудности в обучении.
В чем проявляются признаки физического насилия в семье:
- в боязливости ребенка,
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков,
- в сосании пальца, раскачивании,
- в боязни идти домой,
- в жестоком обращении с животными,
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог - психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
- Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
- Жилищные и материальные условия.
- Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
- Культурный уровень родителей:
-
- наличие библиотеки в семье;
- какие книги читают;
- следят ли за периодической печатью;
- посещают ли кино;
- посещают ли театры и концерты;
- посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная,
- неустойчивая,
- равнодушная,
- гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
- здоровье детей;
- развитие умственных способностей;
- художественных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее;
- ровное, заботливое;
- равнодушное;
- подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;
- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.
13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:
- систематическое;
- нерегулярное;
- полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
- положительное;
- равнодушное;
- негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое;
- эпизодическое;
- отсутствие взаимодействия.
Понятие «неблагополучная» семья.
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В нашем дошкольном учреждении работает консультационный центр по оказанию помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Вы сможете получить квалифицированную консультацию от следующих специалистов по вопросам:
Заведующий, заместитель заведующего по ВМР:
Информирование граждан об их правах на получение образования, об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования
Медицинская сестра:
Проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания и организации сбалансированного питания детей, даст рекомендации по профилактике различных заболеваний
Воспитатели:
Проконсультируют по организации условий для творческого развития дошкольников, обучат детей приемам, способствующим творческому развитию детей и организации досуга дома
Музыкальный руководитель:
Проконсультирует по вопросам музыкального воспитания детей, окажет практическую помощь в проведении досуговой деятельности с детьми в домашних условиях.
Учитель-логопед:
Проконсультирует по вопросам речевого развития у детей, окажет практическую помощь в проведении артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях.
Педагог-спихолог:
Проконсультирует по вопросам психологической помощи, создание условий, необходимых для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Инструктор физической культуры
Проконсультирует по вопросам здорового образа жизни - занятия спортом, сохранению и укреплению здоровья детей.
Уважаемые родители!
Приглашаем вас на консультации в рамках работы консультационного центра для родителей (законных представителей) и их детей.
Просим внимательно ознакомиться со всеми нормативными документами и заранее сообщить по телефону 8 (413 41) 2-36-30 или 2-36-42 о вашем желании посетить данные консультации или записаться на индивидуальное консультирование к специалистам.
Уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области Павлик Денис Анатольевич
Адрес: г. Магадан, ул. Горького 8-а, каб. 25,26, e-mail: mgdndeti@49gov.ru.
Личный приём граждан: Понедельник – 16:00 – 18:00 ч. Среда – 16:00 – 18:00 ч. Пятница – с 10:00 12:00 ч.
Предварительная запись по телефону: 8 (4132) 60-75-90, 8 (4132) 60-75-63
Детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером (для детей, подростков и их родителей) звонки бесплатны и анонимны:
Понедельник - пятница с 10 до 22 часов, звонок бесплатный. Анонимно. Конфиденциально. 8-800-2000-122
Комиссия по делам несовершеннолетних в Ольском округе: Магаданская обл.,Ольский р-н, п. Ола, пл. Ленина, д. 3. 8 (413 41) 2-32-35
ГКУ "Ольский социальный центр": Магаданская обл., Ольский р-н, п. Ола, пл. Ленина, д. 4. 8 (413 41) 2-38-83
Орган опеки и попечительства Администрации Ольского округа: Магаданская обл.,Ольский р-н, п. Ола, пл. Ленина, д. 4. 8 (413 41) 2-56-18
Орган опеки и попечительства Администрации Ольского округа над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами:
Магаданская обл.,Ольский р-н, п. Ола, пл. Ленина, д. 3. 8 (413 41) 2-37-62
Центр занятости населения, Ольский районный отдел. Магаданская обл., Ольский р-н, п. Ола, ул. Советская, д. 49 8 (413-41) 2-33-73
Всероссийский телефон для женщин, пострадавших от насилия
Звонки бесплатны (с 07.00 до 21.00 с понедельника по пятницу, время московское) 8-800-700-06-00
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия». (круглосуточное консультирование детей в случае суицида, физического насилия, острого стресса)
8 (8652) 99-17-86.
Телефон психологической помощи онкологическим больным и их родственникам (круглосуточно, бесплатно) 8-800-100-01-91.
Кабинет онлайн консультирования «ProPsyTeen». Для подростков, молодежи и их родителей создан кабинет on-line консультирования, где у пользователей есть возможность задать вопросы профессиональным психологам и психотерапевтам - www.propsyteen.ru
Телефон доверия главного управление МВД России (звонок бесплатный) (предназначен для приема и учета сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных либо совершаемых сотрудниками органов внутренних дел) 8-800-100-26-26
Консультирование по вопросам зависимостей (психологи, врачи, круглосуточно, бесплатно) 8-800-200-02-00
Дежурная часть УМВД России по Магаданской области Со стационарных телефонов – 02, с мобильных телефонов – 102; 8 (4132) 69-64-11 (работает в круглосуточном режиме).
«Телефон доверия» УМВД России по Магаданской области: 8 (4132) 69-66-55
«Телефон доверия» Следственного управления Следственного комитета России по Магаданской области круглосуточно: «Интернет-приемная» - https://magadan.sledcom.ru/folder/873397 (подача заявлений на официальном сайте СУ СК России по Магаданской области). 8 (4132) 60-86-49
Телефонная линия Следственного комитета «Ребенок в опасности» 8 (4132) 60-86-32 для абонентов сотовой связи – 123 (круглосуточно).
Единый телефон помощи женщинам, пострадавшим от насилия: психологическое консультирование анонимно бесплатно, круглосуточно 8 (4132) 62-06-06
Волонтерское движение «Отряд – Поиск пропавших детей» POISKDETEI49@GMAIL.COM +7-914-851-11-74
Министерство образования Магаданской области: г. Магадан, ул. Транспортная, д. 5/23, каб. 416, тел./факс, e-mail: minobr@49gov.ru 8 (4132) 62-32-21
8 (4132) 62-67-87 - телефон доверия по вопросам противодействия коррупции в министерстве и подведомственных учреждениях
Министерство труда и социальной политики Магаданской области: г. Магадан, ул. Портовая, д. 8, e-mail: MintrudMO@49gov.ru. 8 (4132) 62-62-00
Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области. г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 14, e-mail: minzdrav@49gov.ru 8 (4132) 62-43-48, (62-43-66)
Министерство культуры и туризма Магаданской области. г. Магадан, пр-т Карла-Маркса, д. 63-А, e-mail: mkst@49gov.ru. 8 (4132) 62-10-98
Департамент физической культуры и спорта Магаданской области. г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 14, e-mail: depfis@49gov.ru 8 (4132) 62-20-25
МОГБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Магадан, ул. Транспортная, д. 5/23 8 (4132) 64-21-19
МОГКУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Магаданская область, п. Ола, ул. Кооперативная, д. 29, e-mail: reabcen@mail.ru
8 (41341) 2-35-56
Правительственная комиссия Магаданской области по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Магадан, ул. Горького, д. 6, e-mail: OsokinaEA@49gov.ru и IgnatevaMI@49gov.ru. 8 (4132) 62-54-92, 8 (4132) 62-22-61